Химия, которая не прощает ошибок: одна капля превращает мощный источник энергии в опасные отходы

Лента

Непредвиденная ситуация на дороге или неправильное хранение аккумулятора могут привести к тому, что аккумулятор упадет на бок и потеряет часть электролита.

Даже опытный водитель не всегда знает, что делать в такой момент: стоит ли реанимировать устройство или безопаснее заменить его. Самое главное — быстро оценить масштабы повреждений и понять, насколько повреждены внутренние элементы. Об этом сообщает «Наавтотрассе». Ру.

Что произойдет внутри аккумулятора, если он упадет?

Когда свинцово-кислотный аккумулятор наклоняется, внутренние пластины частично остаются вне контакта с электролитом. При этом нарушается химическое равновесие: активная масса вступает в реакцию с воздухом, начинается окисление, площадь поверхности пластин постепенно уменьшается. Чем дольше аккумулятор остается в таком положении, тем больше вероятность, что его невозможно будет восстановить.

Производители строго регламентируют хранение и транспортировку: хранить аккумуляторы можно только вертикально. Исключение составляют герметичные необслуживаемые модели, где электролит находится в форме геля.

В аккумуляторах, обслуживаемых традиционным способом, даже небольшая утечка жидкости может иметь серьезные последствия.

Если аккумулятор после падения продолжает бесконтрольно эксплуатироваться, процесс разрушения активной массы ускоряется. Со временем это влияет на емкость, увеличивает внутреннее сопротивление и может привести к полному выходу из строя в самый неподходящий момент.

Можно ли отремонтировать поврежденный аккумулятор?

Первое, о чем думает водитель – просто долить электролит. Если пластины не успели окислиться, реставрация действительно возможна. Однако прежде чем это сделать, внимательно осмотрите корпус, соединения и вентиляционные отверстия на предмет отсутствия трещин и мусора.

После заправки требуется полная зарядка. Он восстанавливает равновесие в банках, нормализует плотность раствора и вызывает обратимые химические реакции. Но если хотя бы один раздел потерял активность, батарея разряжается быстрее.

При подозрении на загрязнение электролита рекомендуется полная замена:



  1. аккуратно слейте старый раствор;




  2. промыть банки дистиллированной водой;




  3. залейте новый электролит необходимой плотности;




  4. выполнить контрольную заправку и проверить герметичность в каждой секции.



Этот метод помогает устранить остатки оксидов и восстановить работоспособность аккумулятора, если повреждение незначительное.

Диагностика после выздоровления

Чтобы убедиться в пригодности аккумулятора к использованию, проводятся два типа испытаний: на плотность и напряжение. Плотность измеряют ареометром: если разница между горшками больше 0,03 г/см³, это сигнал о нарушении химического баланса.

Затем проверьте напряжение на клеммах после зарядки и через 24 часа бездействия. Резкое падение указывает на высокий саморазряд, вызванный поврежденными пластинами. В этом случае эксплуатация может быть небезопасной, особенно на автомобилях с большим количеством электроники.

Сравнение: отремонтированные и запечатанные аккумуляторы.

Ремонтные аккумуляторы имеют съемные пробки, которые позволяют проверить уровень электролита и при необходимости долить его. Герметичные модели полностью закрыты – протечка из них невозможна, но и ремонт повреждений невозможен.

Преимущество годных аккумуляторов – ремонтопригодность. Их можно наполнять, стирать и регулировать по плотности. Недостатком является то, что он требует обслуживания и представляет опасность при неправильном использовании.

Герметичные аккумуляторы безопаснее в использовании и не требуют контроля уровня жидкости. Однако если их корпус поврежден или гель расслаивается, восстановление невозможно; осталась только замена.

Преимущества и недостатки ремонта аккумуляторов

Плюсы:


  • экономия по сравнению с покупкой нового устройства;

  • возможность временного восстановления работы;

  • полезный опыт диагностики и обслуживания.

Недостатки:


  • непредсказуемый срок службы после ремонта;

  • частичная потеря ёмкости и ускоренный саморазряд;

  • риск выхода из строя в условиях низких температур или повышенных нагрузок.

Если аккумулятор старше трех лет и уже имеет признаки окисления, восстановление может оказаться бессмысленным. Лучше заранее вложиться в новый силовой агрегат, особенно если автомобиль оснащен системой старт-стоп.

Риски при использовании поврежденного аккумулятора

Даже после успешного ремонта пластины электродов теряют часть активной массы, уменьшая емкость и увеличивая внутреннее сопротивление. Аккумулятор хуже сохраняет заряд, быстрее разряжается и требует регулярной зарядки.

Кроме того, микротрещины в корпусе могут привести к повторным протечкам, особенно в жаркую погоду или при вибрации. Контакт электролита с металлическими частями кузова опасен: кислота может повредить краску и вызвать коррозию.

Поэтому после каждого происшествия важно внимательно осмотреть место установки аккумулятора и при необходимости нейтрализовать следы кислоты содовым раствором.

Советы по обращению с аккумуляторами



  1. Всегда закрепляйте аккумулятор в гнезде, чтобы он не опрокинулся при перемещении.




  2. Не переворачивайте аккумулятор даже во время транспортировки, а храните его строго вертикально.




  3. Проверяйте уровень электролита каждые 3-4 месяца (для обслуживаемых моделей).




  4. Используйте только дистиллированную воду и сернокислый электролит правильной плотности.




  5. После заправки обязательно заряжайте при низком токе.



Эти простые шаги продлят срок службы аккумулятора и защитят электрическую систему вашего автомобиля.

Популярные вопросы об аккумуляторах

Можно ли использовать аккумулятор после падения?
Если корпус не поврежден и утечка электролита минимальна, можно попытаться отремонтировать его. Но если появятся трещины, операция опасна.

Как узнать, что ваша батарея повреждена и не подлежит ремонту?
Если после зарядки напряжение быстро падает, а плотность электролита остается низкой, то пластины разрушаются и восстановление нецелесообразно.

Можно ли заменить электролит самостоятельно?
Да, но только с соблюдением мер безопасности: пользоваться перчатками и защитными очками и проводить работы в проветриваемом помещении.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Отели, квартиры, гостевые дома