Автосалоны пустеют, а парковки заполняются: россияне перешли на онлайн-автомобили

Лента

Цифровизация добралась и до авторынка: россияне за последние годы научились покупать автомобили, не выходя из дома. Пока кто-то еще посещает автосалоны, другим удается совершить сделку онлайн за несколько часов. Кто первым нажал кнопку «Купить», пошел влево – на рынке это уже не метафора.

Рынок переходит в онлайн

В соответствии с СберАвтовключен в экосистему Я собираюЗа девять месяцев 2025 года россияне совершили десятки тысяч сделок по покупке автомобилей через Интернет. Средняя стоимость подержанного автомобиля стабилизировалась на уровне миллиона рублей, а нового — около 1,65 миллиона. Это заметно меньше, чем два года назад, когда рост цен заставил покупателей отложить покупку.


«Средняя стоимость подержанных автомобилей остается стабильной: около миллиона рублей. Из новых автомобилей большая часть продаж приходится на российские бренды», — отмечают аналитики «Сбер Экосистемы».


Почему рынок переходит в онлайн? Покупка автомобиля все чаще рассматривается как услуга: не нужно ездить по дилерам, договариваться с перекупщиками и рисковать при переводе денег. Электронные площадки обеспечивают проверку документов, страхование и юридическую поддержку. Так, СберАвто обеспечивает проверку VIN и историю транспортного средства, включая аварии и обслуживание.

Сравнение со временем до пандемии показывает нам: в 2020 году покупки онлайн казались экзотикой, но сегодня это стандарт. Тогда даже крупные дилеры не умели продавать без личного осмотра, а сейчас 80% сделок совершаются удаленно.

Что выбирают россияне?

Популярность автомобилей по маркам практически не изменилась. По-прежнему занимает первое место Лада — он отвечает за каждую десятую онлайн-транзакцию. На втором и третьем месте – Ну давай же И Хюндайтогда следуй Тойота, Фольксваген И Ниссан. Впервые попал в десятку лучших ОпельАстразамена обычного Тойота Королла.

Какие модели выбирают чаще всего? В список лидеров среди подержанных автомобилей вошли:



  • Киа Рио — 930 тысяч. тереть.




  • Хендай Солярис – 870 тысяч рублей.




  • Лада Веста – 950 тысяч рублей.




  • Лада Гранта – 700 тысяч рублей.




  • Форд Фокус – 700 тысяч рублей.




  • Фольксваген Поло – 860 тысяч рублей.




  • Шкода Октавия — 1 миллион рублей.




  • Тойота Камри — 1,45 миллиона рублей.




  • Киа Сид – 920 тысяч рублей.




  • Опель Астра – 690 тысяч рублей.



Почему отечественные автомобили остаются на вершине? Доступность запчастей и сервисного обслуживания удешевляет владение Ладой, особенно в регионах. Если сравнить затраты на обслуживание Весты и, например, Соляриса, то разница в годовом обслуживании составляет 15-20%. Это заметно для тех, кто берет кредит.

Новые автомобили: сделайте ставку на свое

В соответствии с СберАвтополовина всех продаж новых автомобилей приходится на российские марки. В первую десятку вошли Lada Granta, Vesta, Niva, а также китайские Chery, Haval и Geely. Они оттеснили корейцев, поставки которых упали после 2022 года.

Lada Granta продается в среднем за 1,1 миллиона рублей, Vesta — за 1,65 миллиона, а Niva — около 1,2 миллиона. Среди китайских автомобилей больше всего выделяются Chery Tiggo 4 Pro (1,95 млн), Haval Jolion (2,2 млн) и Geely Monjaro (3,5 млн). Для сравнения, средний кроссовер того же класса европейского происхождения стоил в 2020 году не менее 3 миллионов рублей.

Что изменится, если спрос на отечественные автомобили вырастет еще больше? Тогда российский автопром получит стимул к обновлению модельного ряда, но при этом усилится давление на дилерские сети, которые и без того испытывают нехватку рабочей силы.

Почему китайские модели набирают обороты? Сочетание богатой комплектации и гарантии привлекает даже тех, кто раньше останавливал свой выбор на немецких брендах. В то же время китайские бренды активно локализуют производство – шаг, который дает клиентам уверенность в будущих услугах.

Кто и где покупает онлайн?

Большинство автомобилей приобретают через Интернет жители крупных городов и регионов с высокой степенью цифровизации. На Москву и Санкт-Петербург вместе приходится более трети всех онлайн-транзакций. Далее идут Московская область, Краснодар, Татарстан и Свердловск.

По происхождению бренда лидируют японские автомобили: 27% всех покупок. Далее идут немецкий (18%), корейский (17%), русский (12%) и китайский (8%). Такая расстановка отражает привычку россиян полагаться на проверенные технологии.

Можем ли мы предположить, что онлайн-рынок заменит автосалонов? Еще нет. Салоны по-прежнему востребованы при покупке автомобилей премиум-класса и коммерческого транспорта. Но для массового сегмента онлайн-покупки уже стали нормой, особенно для автомобилей до 2 миллионов рублей.

Как избежать ошибок при покупке онлайн

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, покупателю необходимо следовать простому алгоритму:



  1. Проверяйте продавца и документы только на площадках с проверенной репутацией, таких как СберАвто.




  2. Сравните цены на идентичные конфигурации: распространен разброс в 5-10%.




  3. Запросите историю обслуживания и отчет об аварии.




  4. Подайте заявку на страховку и кредит сразу после покупки — сервисы предлагают скидки на комбинированные услуги.




  5. Если сомневаетесь, закажите диагностику на месте или тест-драйв со специалистом.



Ошибка платежа без проверки может стоить дорого; мошенники часто используют копии реальных рекламных объявлений. Следствием является потеря аванса. Альтернативный вариант — провести сделку через платформу с эскроу-сервисом, где средства резервируются до момента подтверждения передачи автомобиля.

Онлайн-страхование и новые привычки

В соответствии с СберСтрахованиеВ 2025 году количество клиентов, оформивших полис КАСКО через интернет, увеличится на 21% по сравнению с прошлым годом. За девять месяцев заключено 49 тысяч контрактов.

Lada стала лидером по количеству выписанных полисов — 10% всех контрактов. За ним следуют Haval и Chery (по 8%), а также Geely и Changan (по 7%). Онлайн-страхование стало логическим продолжением цифровизации продаж: покупатели стремятся выполнить все формальности за одно посещение.

Что произойдет, когда страховые компании полностью перейдут в онлайн? Скорость обработки заявок увеличится, но есть риск снижения персонального контроля. Удобство не должно заменять заботу: даже электронные формы требуют проверки данных.

Реальные риски и ложные страхи

Многие до сих пор считают, что покупки в Интернете менее безопасны, чем посещение салона. При использовании сертифицированных платформ риск даже минимален. Опасность возникает только при прямой передаче частным лицам.

Еще одно заблуждение заключается в том, что новые автомобили в Интернете стоят дороже. На практике многие сайты предлагают специальные онлайн-скидки, которых нет у офлайн-дилеров.

И, наконец, идея о том, что только молодые люди предпочитают делать покупки в Интернете, не выдерживает критического анализа. Растет доля покупателей старше 40 лет: они ценят экономию времени и прозрачность процедуры.

От пандемии к новой нормальности

В 2020 году онлайн-продажи автомобилей получили импульс, поскольку пандемия заставила автодилеров искать новые форматы. Тогда такие сервисы, как СберАвто объединили продажи, кредитование и страхование в одной экосистеме. Теперь это полноценный рынок с миллионами клиентов.

Что, если цифровые покупки станут единственным способом? Тогда исчезнут некоторые посредники, но ответственность платформ повысится. Пока ясно одно: кто первым освоит новые инструменты, тот получит лучшие условия и быстрее уйдет из «виртуального» автосалона на реальном автомобиле.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Отели, квартиры, гостевые дома