Контроль по РСБУ направлена на проверку правильности бухгалтерского учета и достоверности годовой, квартальной и промежуточной отчетности по российским стандартам, что важно для налоговых органов, кредиторов и инвесторов. Такой аудит помогает выявить системные ошибки бухгалтерского учета, оценить внутренний контроль и снизить риск финансовых и налоговых претензий.
- Сущность и цели аудита по РСБУ.
- Правовая основа и обязательства
- Обязательные критерии
- Этапы аудита
- Типичная последовательность работ
- Типичные проблемы и признаки рисков
- Документы и информация, подлежащие проверке
- Список моделей
- Отчет о результатах и возможные выводы
- Практические аспекты выбора аудитора
- Основные критерии
- Навигация по публикациям
Сущность и цели аудита по РСБУ.
Основными задачами аудита по РСБУ являются подтверждение достоверности финансовой отчетности, оценка соответствия учетной политики требованиям законодательства и выявление существенных искажений. Итоги проверки оформляются аудиторским заключением, которое может быть использовано при взаимодействии с регулирующими органами и контрагентами.
Правовая основа и обязательства
Проведение аудита регулируется федеральным законом и профессиональными стандартами аудиторов. Обязательные проверки установлены для отдельных категорий организаций в зависимости от формы собственности, размера чистых активов, доходов и других критериев. Для малого бизнеса аудит может проводиться на добровольной основе в зависимости от потребностей руководства.
Обязательные критерии
- пороговые значения активов и доходов;
- особые требования владельцев или инвесторов;
- Законодательные требования к финансовым учреждениям.
Этапы аудита
Процесс аудита включает в себя планирование, оценку рисков, тестирование операций и статей баланса, составление выводов и подготовку отчетной документации. На каждом этапе применяются методы отбора проб, аналитические процедуры и подтверждающие исследования.
Типичная последовательность работ
- Предварительный анализ и согласование объема работ.
- Оценка системы внутреннего контроля и выявление наиболее важных рисков.
- Проверка первичных документов и сделок, проверка оценочной стоимости.
- Составление проекта поправок к аудиту и обсуждение с руководством.
- Подготовка аудиторских заключений и форм отчетности.
| Фаза | Цель | Типичный срок |
|---|---|---|
| Планирование | Определение объема и методологии | 1–2 недели |
| Полевой контроль | Сбор доказательств | 2–6 недель |
| Завершение | Подготовка заключения | 1–2 недели |
Типичные проблемы и признаки рисков
Частые нарушения связаны с неправильной классификацией расходов, преждевременным выводом резервов, завышением оценок и ошибками в расчете налоговой базы. Признаками повышенного риска являются плохая документация, частые изменения в отчетности, несоответствие данных первичных документов бухгалтерским записям.
- Несоответствие оборотных ведомостей и регистров бухгалтерского учета.
- Отсутствие внутренней регулируемой политики в отношении оценочных обязательств.
- Неудовлетворительная система контроля расчета заработной платы и налогов.
Документы и информация, подлежащие проверке
Для проведения проверки необходимы бухгалтерские проводки, регистры бухгалтерского учета, регистры счетов, договоры с контрагентами, первичные документы, банковские реквизиты и налоговые декларации. Также проверяются внутренние регламенты, процедуры и инвентаризационные отчеты.
Список моделей
- главная книга и выписки со счетов;
- договоры и акты выполненных работ;
- банковские выписки и платежные поручения;
- налоговые декларации и выплаты страховых взносов.
Отчет о результатах и возможные выводы
Аудиторское заключение содержит мнение о соответствии годовой отчетности РСБУ: без оговорок, с оговорками, отрицательное мнение или отказ от выражения мнения. Помимо заключения часто даются рекомендации по устранению выявленных недостатков и совершенствованию учетной политики.
Практические аспекты выбора аудитора
При выборе подрядчика учитывается квалификация аудиторов, наличие профильного отраслевого опыта и соответствие профессиональным стандартам. Для государственных и крупных коммерческих структур важна независимость аудитора и прозрачность методологии аудита.
Основные критерии
- квалификация специалистов и наличие лицензий;
- опыт проверок аналогичных организаций;
- методы документирования и хранения рабочей документации.








